Как самостоятельно снять подшипник с барабана стиральной машины

В стиральной машине-автомате (СМА) наиболее нагруженным узлом являются подшипники, в которых вращается ось барабана. Они же являются наименее надежным узлом СМА любого производителя и рано или поздно выходят из строя. При наличии слесарных навыков, замену износившихся подшипников в стиральной машине можно выполнить самостоятельно.

Как понять, что сломан именно подшипник

Первым признаком износа вращающихся элементов является появление посторонних звуков при работе стиральной машины. На начальной стадии их слышно не так явно, только в режимах стирки и полоскания. Потом интенсивность звуков увеличивается, вместо легкого свиста появляется скрежет и лязг. По мере развития дефекта проявляются и другие симптомы:

  • плохое качество отжима (из-за люфта в разрушающихся узлах не набираются необходимые обороты);
  • по этой же причине может появиться дисбаланс, усилиться вибрация;
  • иногда появляется износ резиновой манжеты-уплотнителя.

При первых подозрениях на износ подшипников надо отключить машинку от сети, открыть люк и попробовать покачать барабан. Он должен качаться вместе с баком на пружинной подвеске, но люфта ощущаться не должно. Еще можно от руки раскрутить барабан посильнее. Он должен вращаться плавно, без стука и заедания. Если не предполагается самостоятельный ремонт, на этом этапе уже можно вызывать специалиста для замены. Если есть желание обойтись без мастера, можно снять заднюю стенку агрегата и осмотреть бак. Косвенным подтверждением выхода из строя вращающихся элементов будут потеки смазки и ржавчины. Если они обнаружены, машинку дальше эксплуатировать не стоит, чтобы узел не рассыпался окончательно. Последствия в этом случае будут намного печальнее.

На 100% определить износ подшипников в некоторых случаях можно только при полной разборке СМА.


Подготовка инструмента

В зависимости от конструкции СМА, может понадобиться разный набор инструментов. В любом случае пригодятся:

  1. Набор рожковых и торцевых ключей («головок»).
  2. Для откручивания прикипевшей резьбы пригодится состав WD-40.
  3. Отвертки – крестовую и плоскую.
  4. Съемник подшипников или долото (можно зубило).
  5. Не повредит наличие шуруповерта – это ускорит работы.

Если бак неразборный, понадобится еще инструмент для распиливания пластика и клей (или герметик) для обратной сборки. В некоторых случаях нужна будет еще и дрель.

Выбор подшипника

Один из важных моментов при ремонте СМА – правильный выбор подшипника. От этого зависит период работы агрегата до следующей замены.

Сколько подшипников нужно менять

У многих производителей ось барабана вращается в двух подшипниках. Они нечасто выходят из строя одновременно – если один сломался, то другой некоторое время еще можно эксплуатировать. Формально при поломке одного достаточно его и заменить, и машинка будет работать дальше. Но процесс замены трудоемок из-за необходимости почти полной разборки агрегата. Поэтому с практической точки зрения, если уж машинка разобрана, лучше менять и второй подшипник – его ресурс все равно большей частью исчерпан.

Номера подшипников для основных производителей

В СМА применяются подшипники двух видов:

  • пластиковые (маркировка 2RS);
  • металлические (ZZ).

Вторые более распространены, зато пластиковые (точнее, металло-пластиковые) надежнее, хотя и дороже. Тип узла вращения можно узнать из инструкции по эксплуатации машины. Размеры подшипников для СМА популярных производителей приведены в таблице.

Бренд Модель Типоразмер
Атлант 35М82, 35М102, 45У82, 45У84, 45У102, 45У104 6204,

6205

50C82, 50C84, 50C102, 50C104 6203,

6204

Ardo 600, A400, A400 L, A410, A600 A610, FL85 203, 203
A1000X, A600X, A800X, AE100X 204, 305
S100X, SE1010, SE810 305, 305
Ariston 100R, AD12EU, AD1600IT, Al149X, AL1256CTX 205, 206
AB95EU, AD8EU,  AD1000, AD8EU (dialogic), AL109, AL109X EU 203, 204
AB 846 CTX, AD10EU (dialogic), AI858CTX/1 E, AL858CTX/1 204, 205
Indesit W104T EX, W105T EX, W43T EX, W63 T, W63T EX,  W83TK, W83TЕХ 203, 204
WGS1038TXU, WS105 TX EX, WS84TX, WS84 TX EX SKF BA2B
WISI105X, WISL10FR,  WISL83, WISL85EX, WISL86IT, WIS 103 (CSI), WISL105X, WISL105X EX, WISL106 IT 204, 205
Electrolux EW64 F 203, 203
EW914S, EW952S, EW962 S, EW1044S, EW1062S, EW1063S, EW107 F, 1165 SKF BA2B
EW1010F, EWF1090, EWF8040 204, 205
Bosch WAA16170E16 Clasixx5, WFF1200 203, 205
WAA20180 OE/01,  MAXX4, MAXX4WFC 2060, WFC2063OE, WFC20630 E/07 205, 206
MAXX4 WFC2060,  MAXX Comfort WFR 2441/05 (6кг), WFC1263OE/10, WFC1600, WFCX 2460 OE 305, 306
Samsung P1091, WF-B1062, SWF-P10, P1043GW/YLP (P1043), WF-B1061 205, 206
WF7522S8R, P8091, F1013J, F1015J, WF-F1061/YLW 203, 204
LG F1068LD, WD1050F, WD1074FB, WD1080FD 205, 206
WD1012C, WD1040W, WD6002C, WD6007C 203, 204

Одновременно с подшипником надо менять и сальник. Его надо подбирать в соответствии с типоразмером узла вращения.

Демонтаж бака стиральной машины

Чтобы достать изношенные элементы качения, придется демонтировать бак. В любом случае сначала придется:

  • обесточить машинку, вынув вилку из розетки;
  • слить остатки воды через фильтр или шланг аварийного слива;
  • отсоединить сливной шланг от канализационной магистрали.

Дальнейший порядок разборки в определенной степени зависит от конкретной модели, но в целом он таков, как описано далее.

Верхняя крышка

Верхняя крышка СМА обычно крепится 2..4 легкодоступными винтами. Их надо найти, вывернуть и снять крышку.

Снятие верхней панели машинки.

Панель сверху

Следующим шагом надо вытащить дозатор моющего средства и выкрутить винты панели управления. Обычно она крепится еще и на защелках. Их надо отжать тонкой отверткой и снять панель, предварительно отключив разъемы проводки.

Чтобы не перепутать провода при подключении, перед началом работ их лучше зарисовать или сфотографировать.


Демонтаж панели управления.

Задняя и передняя крышка

Со снятием задней панели обычно проблем не бывает – она крепится несколькими метизами по периметру. Их надо вывинтить и снять крышку.

СМА с демонтированной задней крышкой.

Следующее действие – отогнуть край уплотнительной манжеты и найти крепящий хомут. Его надо поддеть отверткой и сдернуть.

Отсоединение уплотнительной манжеты.

Два болта, на которых крепится замок люка, надо вывернуть, потом отключить проводку от блока запирания. После этого можно открутить винты крепления передней крышки и снять ее. Потом надо отсоединить все, что препятствует снятию бака спереди (включая патрубки и противовесы), и аккуратно вытащить его.

Снятие бака.

Разборка бака

Пред разборкой бака надо снять ремень привода. Для этого надо его потянуть в свою сторону, проворачивая шкив.

В большинстве конструкций снять бак мешают:

  • электрический мотор;
  • прессостат;
  • нагреватель (ТЭН).

Эти детали (и другие при необходимости) надо демонтировать, предварительно отключив от них проводку. Потом бак снимается с амортизаторов, его надо осторожно вытащить и положить на ровную поверхность. Дальше понадобится снять шкив. Для этого придется открутить винт (он бывает с левой резьбой!). Обычно для этого требуется специальная отвертка («звездочка»), но можно это выполнить и другим способом.

Ослабление крепления шкива.

Если бак разборный, надо отвинтить болты по окружности и отжать защелки (если они есть). После этого можно вытащить барабан.

Теперь барабан можно извлечь.

Что делать если бак неразборный

Неразборный бак удешевляет конструкцию СМА, но намного увеличивает трудоемкость замены подшипников. Извлеченный бак придется разрезать на две части. Это лучше выполнить с помощью ножовки по металлу или другого ручного инструмента с мелкими зубьями. Резать надо строго по клеевому (точнее, сварному) шву.

Разъединение бака на две части.

Электроинструмент (УШМ и т.п.) применять не рекомендуется, так как сорвавшийся диск может безнадежно испортить бак.


Разрезанный бак с демонтированным барабаном.

По окончании ремонта бак снова склеивается. Делать это надо по разрезному шву, совместив половинки в позиции, в которой они были до разборки.

Как снять подшипник с вала

Чтобы снять подшипник с барабана удобно применять специальное приспособление – съемник.

Демонтаж с помощью съемника.

Если его нет, можно воспользоваться обычным долотом. Острие инструмента надо установить на внешнюю обойму узла вращения и легким постукиванием попытаться выбить выбить подшипник из барабана. Если элемент прикипел, можно попробовать сбрызнуть его WD-40 из баллончика и оставить минут на 30. После этого процедуру надо повторить. Если все прошло удачно, посадочное место надо зачистить от загрязнений.

Обработка посадочного места смазкой WD-40.

Если подшипник развалился, удалять его придется по частям – вешнюю обойму и внутреннюю. Эта кропотливая работа требует аккуратности и может занять несколько часов.

Как посадить барабан стиральной машинки на место

Обратная установка элементов затруднений в большинстве случаев не вызывает. На место они устанавливаются внатяг, легким постукиванием молотка и долота. Удобно использовать в качестве надставки внешнюю обойму от старого элемента. Ее надо положить на новый подшипник и стучать молотком по ней. Далее надо установить сальники, обильно нанеся смазку (подойдет обычный Литол-24). Последующая сборка производится в обратном порядке.

Если бак неразборный, его надо склеить вдоль распила. Другой способ – просверлить отверстия по окружности каждой половины для скрепления болтами через каждые 10 см. Потом место стыка промазывается герметиком и стягивается метизами.

Замена подшипника в вертикальной стиральной машине

В отличие от машинки с фронтальной загрузкой, у «вертикалки» бак имеет две полуоси с двух сторон. Каждая полуось оснащается своим подшипником, в которые вставляются фланцы полуосей. Слабым местом здесь являются именно фланцы, но менять лучше все элементы сразу – два комплекта. Для этого понадобится почти полная разборка СМА. Начинается она с демонтажа панели управления. Обычно приходится отжимать защелки, на которых она крепится, тонкой отверткой.

Демонтаж панели управления.

Далее удаляются задняя и передняя крышки. Кардинальных отличий от работы с «фронталкой» здесь нет.

Доступ к баку после снятия крышек.

Дальнейшие действия принципиально не отличаются от процедур замены подшипников на СМА с фронтальной загрузкой:

  • снятие бака;
  • отсоединение шкива;
  • демонтаж подшипников, сальников, фланцев;
  • установка новых элементов.

Сборка «вертикальной» СМА производится в обратном порядке.

Особенности в конструкции в машинах разных производителей

В целом конструкции СМА схожи, но у каждого производителя есть свои особенности конструкции. К ним лучше подготовиться заранее – это ускорит процесс замены.

В машинах бренда Индезит в некоторых моделях шкив крепится винтом с левой резьбой – это надо учесть при демонтаже. Кроме того, СМА разработки последних лет выполняются с неразборным баком – к этому также надо быть готовым. А при демонтаже барабана надо помнить, что на нем установлен датчик, определяющий его положение. При разборке этот датчик потребуется снять.

В СМА производства LG бак вынимается через переднюю панель. Еще следует обратить внимание на узел крепления электродвигателя. Его конструкция отличается от распространенной у других изготовителей. Если машина рассчитана на большую загрузку, это означает больший размер и вес бака. Это тоже лучше учесть перед началом работ.

Крепление электродвигателя у СМА LG.

При ревизии машинок производства Samsung надо иметь в виду, что втулка барабана у нее несъемная, и при ее повреждении придется менять весь барабан. Чтобы этого избежать, при съеме подшипников надо соблюдать крайнюю аккуратность.

Стиральная машина Атлант, пожалуй, наиболее ремонтопригодна. У нее бак разборной конструкции, но при сборке лучше пройтись по шву герметиком – это исключит утечки при дальнейшей эксплуатации.

Процедура замены подшипников в стиральной машинке не столько сложна, сколько трудоемка. При желании с ней вполне можно справиться самостоятельно. Но если уверенности в своих силах нет – прямая дорога в сервис.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий